Оглавление:
Порядок и особенности организационного обеспечения деятельности судов Российской Федерации
разработка и внесение в соответствующие органы государственной власти предложений по вопросам организации судов; 2) разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей; 3) подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств; 4) обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности; 5) дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи; 6) организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; контроль за законностью избрания, назначения или отбора таких заседателей; 7) организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников; 8) дача заключений и представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей; 9) материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности; 10) содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений; 11) организация и ведение судебной статистики; 12) оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности; 13) изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию; 14) разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров; 15) организация научных исследований по правовым проблемам, в том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования; 16) изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по использованию его рациональных проявлений в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной. Организационное обеспечение деятельности судов не должно осуществляться в ущерб принципу самостоятельности судов, независимости и подчинения только закону судей. Суть данной функции состоит во всемерном оказании содействия судам в надлежащем осуществлении ими своих полномочий, которыми они наделены как органы судебной власти, особенно полномочий по отправлению правосудия.
Лекция 6
В соответствии со ст. 19 Закона РСФСР от 08.07.1981 «О судоустройстве РСФСР» полномочия по организационному руководству судами осуществляло министерство юстиции и его территориальные подразделения. Хотя формально суды и были независимы, но должностные липа министерства юстиции и иных органов исполнительной власти могли влиять на судебные решения, чем нарушался принцип независимости судей и подчинения их только закону.
Учебник: Правоохранительные органы
, в последние годы значительно усложнилась. В ее составе появились подсистемы (ветви) судов, которых раньше не было, — Конституционный Суд РФ, военные суды и арбитражные суды. Кроме того, уже начался и идет процесс формирования судов субъектов Федерации. В значительной мере в силу этого обстоятельства и ряда других причин организационное обеспечение деятельности судов оказалось вверенным не какой-то одной системе органов (до недавнего времени это были преимущественно Министерство юстиции РФ и его местные органы), а разным — в зависимости от того, об обеспечении каких судов идет речь.
Органы осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов
Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Созданная для этой цели система Судебного департамента включает аппарат самого департамента, а также его управления (отделы) в субъектах РФ и соответствующие учреждения. Специфика функций и организационной структуры Судебного департамента определяет и особенности правового регулирования его деятельности.
Именно так раскрывается в общих чертах понятие данной правоохранительной функции в ч. 3 ст. 9 Закона статусе судей и ч. 2 ст. 1 Закона о Судебном департаменте Конкретизация этой общей формулировки дается в других статьях Закона о статусе судей, ст. 6 Закона о Судебном департаменте, а также в Законе о судебной системе (ст. 30—33), Законе Конституционном Суде (ст. 7, 24, 26—28 и 111), Законе об арбитражных судах (ст.
Именно так раскрывается в общих чертах понятие данной правоохранительной функции в ч. 3 ст. 9 Закона о статусе судей и ч. 2 ст. 1 Закона о Судебном департаменте. Конкретизация этой общей формулировки дается в других статьях Закона о статусе судей, ст. 6 Закона о Судебном департаменте, а также в Законе о судебной системе (ст. 30—33), Законе о Конституционном Суде (ст. 7, 24, 26—28 и 111), Законе об арбитражных судах (ст.
Тема 13
Органы, осуществляющие эту правоохранительную функцию: общая характеристика. Организационное обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ. Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции. Судебный департамент при Верховном Суде РФ, система его органов и учреждений: организация и полномочия. Администраторы судов, их функции. Организационное обеспечение деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ и других арбитражных судов.
Глава IV
3. Основные направления организационного обеспечения деятельности судов 1, Организационное обеспечение деятельности судов — это создание всех необходимых условий для нормального функционирования судов, обеспечение их кадровыми, финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами.
2 Принципы организационного обеспечения деятельности судов: • создание условий для полного и независимого осуществления правосудия; &•-‘ удовлетворение потребностей судов в кадровых, финансовых и иных ресурсах; ^ невмешательство в осуществление судами правосудия и строгое следование принципу независимости судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей; при рассмотрении конкретных дел органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов, не вправе давать судам какие-либо указания, а суды не обязаны (да и не вправе) исполнять эти указания, если они вес же были даны, организационное обеспечение деятельности судов осуществляется только в рамках, установленных законом и в определенном им порядке. Основные направления организационного обеспечения деятельности судов. разработка и внесение в соответствующие органы проектов законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам организации судов, установления штатной численности судей, подбор кандидатов в судьи, проверка их профессиональной квалификации и нравственных качеств; создание и обеспечение деятельности комиссий по проведению квалификационных экзаменов кандидатов в судьи, дача заключений о возможности назначения кандидата на должность судьи; дача заключений по вопросам, подведомственным квалификационным коллегиям судей (приостановление и прекращение полномочий судей, их аттестация, привлечение судей к ответственности); организация выборов и назначения народных заседателей; отбор присяжных заседателей и составление их списков; составление списков арбитражных заседателей; организация работы по повышению профессиональной квалификации судей и работников аппарата судов, улучшению правовых знаний народных и арбитражных заседателей; оказание судам помощи по вопросам исполнения судебных решений; материально-техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества (финансирование, обеспечение зданиями, мебелью, канцелярскими принадлежностями, средствами связи, охрана, поддержание порядка в судебных заседаниях и т.
содержанием которой является осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. Именно так раскрывается в общих чертах понятие данной правоохранительной функции в ч. 3 ст. 9 Закона о статусе судей и ч. 2 ст. 1 Закона о Судебном департаменте. Конкретизация этой общей формулировки дается в других статьях Закона о статусе судей, ст.
, в последние годы значительно усложнилась. В ее составе появились подсистемы (ветви) судов, которых раньше не было — Конституционный Суд РФ, военные суды и арбитражные суды. Кроме того, уже начался процесс формирования судов субъектов федерации. В значительной мере в силу этого обстоятельства и ряда других причин организационное обеспечение деятельности судов оказалось вверенным не какой-то одной системе органов (до недавнего времени это были преимущественно Министерство юстиции РФ и его местные органы), а разным — в зависимости от того, об обеспечении каких судов идет речь.
Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции
Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Созданная для этой цели система Судебного департамента включает аппарат самого департамента, а также его управления (отделы) в субъектах РФ и соответствующие учреждения. Специфика функций и организационной структуры Судебного департамента определяет и особенности правового регулирования его деятельности.
В её составе появились подсистемы (ветви) судов, которых раньше не было — Конституционный Суд РФ, военные суды и арбитражные суды. Вместе с тем, уже начался процесс формирования судов субъектов федерации. В значительной мере в силу этого обстоятельства и ряда других причин организационное обеспечение деятельности судов оказалось вверенным не какой-то одной системе органов (до недавнего времени это были преимущественно Министерство юстиции РФ и ᴇᴦο местные органы), а разным — исходя из того, об обеспечении каких судов идет речь.
Судебная система – это институт, который действует как окончательный арбитр в применении норм права, обеспечивая их эффективность и исполнимость в правовой системе. Большая часть гражданских споров, рассматриваемых в суде,- это споры между частными лицами. Поэтому судебная системы играет особую роль при защите основных прав человек, и именно судебная система должна гарантировать, что нормы права будут служить своей основной общественной цели – защите прав и интересов личности.
, в последние годы значительно усложнилась. В ее составе появились подсистемы (ветви) судов, которых раньше не было — Конституционный Суд РФ, военные суды и арбитражные суды. Кроме того, уже начался процесс формирования судов субъектов Федерации. В значительной мере в силу этого обстоятельства и ряда других причин организационное обеспечение деятельности судов оказалось вверенным не какой-то одной системе органов (до недавнего времени это были преимущественно Министерство юстиции РФ и его местные органы), а разным — в зависимости от того, об обеспечении каких судов идет речь. Такой подход закреплен в ст.
В настоящее время в стране существует специальный федеральный государственный орган, осуществляющий соответствующие функции — Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом
«О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»
от 8 января 1998 г. этот орган призван осуществлять организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.