Провокация взятки пленум

Провокация взятки

Такие действия зачастую неосновательно рассматривают как провокацию получения взятки, исключающую уголовную ответственность должностного лица. Провокация взятки в уголовном законе определена как попытка передачи должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

О провокации как методе борьбы с коррупцией

В Правительстве РФ обсуждается проект Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 2001-2003 годы, который, в частности, содержит положение о дополнении ст. 304 УК («Провокация взятки либо коммерческого подкупа») примечанием об освобождении от уголовной ответственности работников правоохранительных органов в случае проведения ими при обстоятельствах, указанных в ст.

304 УК, мероприятий в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В юридических изданиях появились публикации, одобряющие или во всяком случае допускающие провокацию как средство борьбы со взяточничеством [1], стыдливо называя ее

«методом контролируемого предложения взятки должностному лицу сотрудниками правоохранительных органов»

[2]. Провокация — «предательское поведение, подстрекательство кого-нибудь к таким действиям, которые могут повлечь за собой тяжкие для него последствия [3].

Провокация взятки пленум

Там говорится, что «провокация взятки или коммерческого подкупа является оконченным преступлением с момента передачи имущества либо оказания услуг имущественного характера без ведома должностного лица или вопреки отказу принять незаконное вознаграждение». В документе отмечается, что передача денежных средств в качестве взятки чиновнику, если он согласился принять это незаконное вознаграждение, провокацией взятки не является.

«В связи с тем, что провокация взятки либо коммерческого подкупа совершается без ведома либо заведомо вопреки желанию должностного лица, оно не подлежит уголовной ответственности за получение взятки либо за коммерческий подкуп за отсутствием события преступления»

, – цитирует Интерфакс постановление пленума.

Верховный Суд постановил, что подстрекательские действия сотрудников правоохранительных органов, спровоцировавших должностное лицо на принятие взятки или предмета коммерческого подкупа, не являются провокацией взятки, но противоречат закону.

«Такие действия совершаются в нарушение требований закона и состоят в передаче взятки или предмета коммерческого подкупа с согласия или по предложению должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, когда такое согласие либо предложение было получено в результате склонения указанных лиц к получению ценностей при обстоятельствах, свидетельствующих о том, что без вмешательства сотрудников правоохранительных органов умысел на их получение не возник бы и преступление не было бы совершено»

, – постановил пленум. «Принятие должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, при указанных обстоятельствах денег, ценных бумаг, иного имущества или имущественных прав, а равно услуг имущественного характера не может расцениваться как уголовно наказуемое деяние.

Провокация взятки в уголовном законе определена как попытка передачи должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа. Отмечаемая многими неудачность описания признаков данного преступления, в частности, использование в тексте такого не отвечающего смыслу данного запрета оборота, как «попытка передачи», затрудняют установление точного содержания соответствующего запрета. Видимо, поэтому высший судебный орган, давая разъяснения о применении статьи, ограничил пределы ее действия особым приемом, указав на обстоятельства, установление которых препятствует вменению соответствующего состава преступления.

Это особенно верно, если иметь в виду и вторую сторону проблемы: статья 290 УК РФ (взятка) часто применяется для преследования тех, чья вина и общественная опасность как раз весьма сомнительны. Провокация взятки часто встречается в рейдерских схемах для устранения препятствующих им должностных лиц (чаще всего мэров городов и честных сотрудников правоохранительных органов), используется для вымогательства, а также ради звездочек на чьих-то погонах.